Вызывающие причины – то, что становится фактором, «запускающим» заикание. Если такие причины воздействуют на ребенка в возрасте 2-4 лет,в период активного развития речи, то могут возникнуть запинки, прерывистый темп речи.

 

      К вызывающим причинам относят:

 

     • одномоментный испуг (резко подбежала или укусила собака, клюнул петух, накричала воспитательница в детском саду и т.п.),

     • неблагоприятная семейная обстановка (ссоры родителей),

     • ошибки в воспитании ребенка (когда у родителей нет единого подхода к воспитанию малыша и папа с мамой применят разные стили воспитания),

     • резкая смена образа жизни (переезд, развод родителей, папа надолго в командировке, бабушка переехала и т.д.),

     • многоязычие в семье,

     • «нефизиологичная» окружающая среда (жизнь в мегаполисе, избыток «раздражителей» в виде телевизора, компьютера, планшета, постоянный звуковой фон дома от телевизора или аудиосистемы),

     • быстрый темп речи окружающих (ребенок «пристраивается» к быстрой речи, а его речевой аппарат еще не совершенен и не справляется с такой задачей, возникает «сбой» в работе).

 

       Для того, чтобы успешно преодолеть проблему нарушения темпа речи и не допустить рецидивов (возвращения заикания), лечение всегда должно быть комплексным, т.е. включать совместную работу разных специалистов: невролога, логопеда, детского или семейногопсихолога (при необходимости).

 

       Логопеды выделяют «свежее» заикание (это когда симптомы проявляются 2-3 недели) и «застарелое» (заикание длится более трех недель). Об особенностях помощи детям при «свежем» заикании мы поговорим в отдельной статье. Это как раз та ситуация, когда родители помогают малышу справиться с речевой проблемой в домашних условиях, консультируясь с логопедом.

       А вот лечение «застарелого» заикания проходит на специальных занятиях. Методик преодоления нарушений темпа и плавности речи много, но у них есть сходные черты.Во всех методиках присутствует на начальных этапах режим ограничения речи; рекомендуется нормализовать эмоциональный фон в семье; предлагается говорить в замедленном темпе, нараспев; требуется убрать «раздражители» (телевизор, планшет и др.); исключается посещение детского сада; выполняются специальные комплексы дыхательной, голосовой, артикуляционной гимнастик; разучиваются упражнения на расслабление. Такой режим занятий рассчитан на срок не менее 1 года. Важно помнить, что эти методы эффективны только  в комплексе. Нельзя вылечить заикание, отправляя ребенка на целый день в детский сад, а по вечерам разговаривая с ним медленно. Чтобы преодолеть эту речевую проблему, необходимо участие всех членов семьи. И на консультацию к логопеду и неврологу надо сходить всем вместе, чтобы понять суть и значимость методики лечения заикания.

 

       Попытки родителей лечить заикание у детей народными средствами, надежда, что «перерастет», «само пройдет» приводят к тому, что теряется драгоценное время, речь с запинками закрепляется. Переживания ребенка по поводу своей речи могут наложить отпечаток на его характер, ограничивать общение со сверстниками, затруднять выбор будущей профессии и создавать множество других проблем.

 

      Опыт показывает, что начало лечения заикания на ранних сроках (буквально в первые дни после появления симптомов) дает хороший результат и позволяет преодолеть эту проблему насовсем, причем в более короткие сроки (за 3-4 месяца). И если у вас, уважаемые родители, есть подозрение, что у ребенка появилось заикание, не медлите ни дня. Невролог и логопед. Вот два специалиста, к которым нужно обратиться в первую очередь, и прислушаться к их советам. Только при добросовестном выполнении их рекомендаций возможно преодолеть заикание у ребенка и не допустить рецидивов.

 

       Желаю крепкого здоровья вашим детям, а уважаемым родителям вдохновения и творчества. О том, как можно заниматься с малышами в домашних условиях и о других секретах логопедической работы можно прочесть в других статьях моего блога.

 

С уважением, Наталья Свинина

кандидат педагогических наук,

логопед для детей, подростков и взрослых

Читайте также:

Главная

 

 

       Под заиканием в современной логопедии понимается нарушение темпа, ритма, плавности речи, возникающее в результате судорог речевого аппарата. Если не решать эту проблему в дошкольном возрасте, то со временем к нарушениям темпа речи могут добавится личностные изменения: человек может избегать общения, иметь заниженную самооценку, бояться выступать перед публикой.

 

       Специалисты, работающие с проблемой заикания(логопеды, неврологи, психологи) отмечают, что запинки в речи никогда не возникают по какой-либо одной причине. Таких причин для каждого случая заикания всегда несколько.

 

       Предрасполагающие причины– это то, с чем ребенок родился, некая «база», на которой может возникнуть заикание. К предрасполагающим причинам относятся следующие:

 

     • осложненное протекание беременности и родов у матери,

     • в семье заикается (или заикался) кто-либо из родственников,

     • отставание в речевом развитии,

     • чрезмерно раннее речевое развитие ребенка,

     • левшество.

 

      Если в анамнезе ребенка присутствуют эти факторы, малыша можно отнести к группе риска по заиканию. Именно к этим детям нужно быть наиболее внимательным, и стараться не допустить появления вызывающих причин, т.е. заниматься профилактикойзаикания у детей. Как именно осуществляется профилактика заикания мы рассмотрим с вами в отдельной статье блога.

Получите новые статьи

на Ваш E-mail


Получите новые статьи блога на Ваш E-mail