Детская психосоматика

Страхи у детей (часть 2)

 

 

Чего не стоит делать, если у ребенка появился страх?

 

       1. Винить, ругать или наказывать ребенка за то, что он боится. Парадоксальным образом количество страхов только увеличивается, напряжения у ребенка становится еще больше, добавляется страх быть наказанным.

 

        В таком случае  у ребенка компенсаторно увеличится потребность в эмоциональной близости и привязанности. Ребенок начнет демонстрировать регресс в поведении: в буквальном смысле «прилипать» к родителю (чаще к маме), никуда ее не отпускать, провоцируя со стороны родителя либо раздражение и желание дистанцироваться (в это время у ребенка может обостриться страх одиночества), либо повышенное беспокойство и опеку со стороны родителя, стремление полностью оградить от всех опасностей, что будет подтверждать для ребенка, что, действительно, есть чего бояться.

 

        2. Полностью игнорировать страхи ребенка, считая его боязнь проявлением слабости, высмеивать его.  Не встречая понимания, ребенок, скорее всего, закроется, перестанет делиться переживаниями и отдалится от родителя.

 

Как побороть страх у ребенка?

 

         1. Если ваш малыш решил рассказать вам о своих страхах, лучше всего спокойно и внимательно его выслушать. Ваша эмоциональная реакция на рассказ станет мерилом его последующих переживаний. В этой ситуации важно поддерживать ребенка в мысли, что он сам сможет справиться со страхом.

 

        2. Если страх не сильно выражен, можете попробовать отвлечь ребенка, занять его какой-то деятельностью, включить в активную игру.

 

        3. Если страх устойчивый, и каждый раз вызывает переживания у ребенка, имеет смысл с ним об этом страхе поговорить днем (вне контекстной ситуации), в безопасной атмосфере.

 

        Можно предложить ему проиграть сюжет пугающего его события. Понаблюдайте, какую роль для себя выберет ребенок. Если того, кого пугают, то, скорее всего, жизненные силы ребенка снижены, и нет ресурса под то, чтобы справляться с ситуацией.

 

       Если же ребенок выбирает нападающую\пугающую роль, то в этом случае ребенок отыгрывает ситуацию с позиции силы, используя защиту «идентификацию с агрессором». Задача взрослого – наблюдать и отзеркаливать действия и эмоциональное состояние ребенка.

 

        4. Пугающую ситуацию можно предложить ребенку проиграть в юнгианской песочнице с использованием мелких фигурок. Задача взрослого та же – внимательно слушать, смотреть и отзеркаливать все происходящее.

 

        5. Если ребенок уже проявляет интерес к рисованию, можно предложить ему нарисовать того, кто его пугает. Для рисования подойдут фломастеры, карандаши и краски – на выбор ребенка. Посредством рисования лучше всего корректируются страхи, порожденные фантазией ребенка.

 

        Не пугайтесь того, что ребенок может начать бояться пока рисует. Когда ребенок дорисует до конца, напряжение спадет. Если напряжение остается, то позже можно порисовать еще раз.

 

         Символический смысл изображения страха в том, что нарисованный страх перестает быть частью ребенка в его восприятии, страх перемещается вовне, и теперь ребенок управляет ситуаций (может дорисовать смешные усы или нос, по сути – сделать с рисунком все, что хочет), а не страх им. Тот же эффект можно получить от вылепливания страха из пластилина.

 

      6. Сказкотерапия очень хорошо помогает в коррекции страхов у детей. Можно найти готовую или написать самим «волшебную сказку», в которой главный действующий герой будет преодолевать препятствия и справляться со своим страхом.

 

        Если ребенку не удается самому придумать, как справиться, мы предлагаем ввести помогающий волшебный образ («доброго волшебника» или «крестной феи»), или защищающего персонажа, который будет оберегать ребенка от всех «злых сил».

 

        Страх – это непринимаемая часть личности человека, то, что неизвестно ему самому. Что неизвестно, то пугает. В коррекции страхов мы предлагаем не уничтожить страшного героя (т.к. это часть самого человека), а подружиться с ним.

 

        Используем прием «кормления» и «трансформации». Итак, предлагаем ребенку «подружиться» со страшным существом, накормить его на много дней вперед и понаблюдать, каким это существо станет, когда будет сытым. Если правильно подобрана «еда», то взгляд существа и его поведение в воображении ребенка будут становиться более дружелюбными.

 

        Если нужно, предлагаем ребенку еще раз представить, что он кормит существо – до тех пор, пока существо не станет совсем безобидным. Потом можно попросить нарисовать уже изменившееся существо (доброе) и дать ему имя.

 

      7. Помните! После разговора про пугающую ситуацию важно дать ребенку эмоционально «разрядиться». Например, можно поиграть с ним в «пятнашки», «жмурки», «прятки» (кстати, в условиях игры ребенок постепенно привыкает находиться в мало освещенном узком пространстве. В этой ситуации ребенок воспринимает необходимость побыть в темноте одному не как цель, а как средство достижения выигрыша, поэтому легче соглашается на это), «кто первый» и т.д.

 

       8. Укрепляйте и поддерживайте уверенность ребенка в себе, почаще создавайте ситуации успеха, чтобы ребенок верил в свои силы и в то, что сможет справиться со всеми своими страхами.

 

       9. Работа по коррекции страхов ребенка не может проходить отдельно от работы с родителем (родителями). Здесь важно проанализировать собственные страхи взрослого человека, определить их функцию на момент возникновения в прошлом и пересмотреть актуальность этих страхов в настоящее время. Часть страхов у ребенка уйдут практически сразу после того, как взрослому удастся пересмотреть отношения к своим страхам и преодолеть их.

 

        Страхи у ребенка – одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются все родители. В этой статье я постаралась перечислить те рекомендации, которые вы сможете самостоятельно применить, находясь дома.

 

        Если у вас возникли вопросы или трудности в коррекции страха у ребенка, вы можете записать ребенка на прием к детскому психологу. Если в процессе взаимодействия с малышом вы столкнулись с собственными страхами, то можете пройти индивидуальную консультацию у семейного психолога.

 

С уважением, Олезова Наталья

клинический психолог,

детский психотерапевт

Главная

Получите новые статьи

на Ваш E-mail


Получите новые статьи блога на Ваш E-mail