Детская психосоматика

Страхи у детей (часть 1)

 

 

          Страх – это такая же естественная эмоция у человека, как радость, грусть, удивление и гнев.

 

           При заострении внимания на этом переживании или чрезмерной захваченности страхом у ребенка может меняться поведение, развиваться неуверенность в себе, происходить «эмоциональное блокирование», ребенок может терять чувство безопасности.

 

          Появление детских страхов часто обусловлено особенностями возраста и при правильном отношении страхи с течением времени бесследно проходят. Если же страхи никуда не деваются, а иной раз и нарастают – необходимо разбираться в ситуации более подробно.

 

          Часто повышенное внимание родителя к страхам или, наоборот, полное их игнорирование, незнание возрастных особенностей и функций страхов, наличие собственных страхов у родителей или конфликтные отношения в семье могут спровоцировать появление или закрепить уже имеющиеся страхи.

 

          Для того, чтобы узнать, как преодолеть страхи у детей, давайте вначале разберемся, что же такое страх, как он возникает, какие функции выполняет, какие страхи наиболее распространенные и почему именно они.

 

         Итак, что такое страх?

 

         В словарях мы найдем следующее определение страха. «Страх – это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.)».

 

        В сущности, говоря о ребенке до 4 лет, мы имеем дело со страхом своей смерти, смерти близких (в частности – родителей) и страхе воздействия (укусов, уколов и т.д.).

 

         Понимание опасности каких-то действий или предметов формируется у ребенка в течение жизни путем приобретения личного опыта, и тогда соответствующие нейтральные стимулы начинают восприниматься как угрожающие. Таким образом, природа страха – условно-рефлекторная.

 

         Часть страхов у детей – внушенные. Когда ребенок маленький, он не может предвидеть последствий того или иного поступка. Ему нужны родительские ориентиры. «Осторожно, ножом можно порезаться» и т.д. Тогда опасение родителя становится собственным для ребенка и начинает регулировать его поведение.

 

         Но иногда количество внушенных страхов ребенку превышает разумные рамки, их становится слишком много. Такое бывает, если сам родитель тревожный и имеет много собственных страхов, часто тянущихся из детства.

 

         Родитель непроизвольно переносит свои страхи на ребенка. «Не убегай – милиционер заберет», «Не лезь на лестницу – упадешь» и т.д. Ребенок, в основном, воспринимает только вторую часть утверждения, добавляя в свою копилку угрожающих действий все новые и новые пункты.

 

          Постоянные одергивания и необоснованное запугивание ребенка приводит к тому, что чувство страха становится тотальным, ребенок теряет спонтанность, становится неуверенным в себе, напряженным, скованным.

 

         Динамика страхов у ребенка в возрасте с 1,5 до 4 лет

 

          Ребенок раннего возраста полностью считывает эмоциональное состояние мамы, даже если мама старается этого не показывать. Если мама переживает по какому-либо поводу, то ребенок становится беспокойным, капризничает, может плакать или кричать. Также малыш считывает эмоциональное отношение в паре «мама-папа».

 

          Если родителям хорошо, они радуются, играют с ребенком и довольны отношениями, то и малыш спокоен, проявляет познавательный интерес. Если ситуация в семье накалена, родители ругаются друг с другом, либо их отношения напоминают «холодную войну», то у ребенка может проявляться беспокойство всякий раз, когда поведение взрослых начинает меняться.

 

         С 1-1,5 лет ребенок начинает сталкиваться с новым образом мамы – ограничивающей, что-то запрещающей, иногда ругающей. У ребенка начинают появляться негативные эмоции по поводу мамы. Вместе с тем, у ребенка еще сохраняется высокая привязанность к матери и страх потерять ее любовь и заботу. Тогда негативные переживания уходят в бессознательное и ближе к 2 годам начинают проявляться в виде страха Бабы-Яги, которая похищает и «ест непослушных детей».

 

         Помимо того появляется страх темноты, одиночества, замкнутых пространств. Если возраст 2-3 лет совпадает с рождением братика или сестренки в семье, то у старшего ребенка такие страхи могут стать средством перенаправления внимания на себя.

 

         Когда ребенок боится засыпать, к нему особое внимание, приходит папа или мама и успокаивает, сидит, пока ребенок не заснет. Тогда страх остаться одному и темноты закрепляются.

 

         В 3-4 (иногда раньше) появляется страх Волка\Кощея Бессмертного\Бармалея. Эти мужские образы чаще всего ассоциируется с негативными эмоциями по отношению к отцу. В них воплощается страх наказания, папиной строгости. В образе Волка может воплощаться то, что ребенок боится уколов, укусов – того, что связано с проколом кожных покровов и болью.

 

          Образы Бабы Яги и Волка\Кощея Бессмертного\Бармалея по сути воплощают страх смерти у ребенка, так как несут в себе угрозу расправы и поглощения.

 

           Психологическая роль образов Бабы Яги и Кощея Бессмертного состоит в том, чтобы защитить благополучие отношений ребенка с реальными мамой и папой. У ребенка естественные негативные эмоции по отношению к ним (страх, злость) уходят в бессознательное, и при этом сохраняется возможность проявления к родителям теплых и нежных чувств, любви и привязанности. Таким образом, у ребенка преодолевается амбивалентность (противоречивость) отношения к папе и маме.

 

         С 3-4 лет у ребенка активно развивается фантазия, появляются вымышленные страхи.

 

          Как же правильно вести себя родителю в том случае, если он заметил у своего малыша страхи? Как строить свое общение с ребенком и не навредить еще больше? Подробную инструкцию по преодолению страхов я напишу во второй части статьи. До скорой встречи, уважаемый родитель!

 

С уважением, Олезова Наталья

клинический психолог,

детский психотерапевт

Главная

Получите новые статьи

на Ваш E-mail


Получите новые статьи блога на Ваш E-mail