Блог о детях от 1.5 до 4 лет
Детская психология
Семейная психология
Педагогика
Логопедия
Детская психосоматика
Гости нашего блога
Сказкотерапия на все случаи жизни
Аудиоуроки
Видеоуроки
Детская психосоматика
Почему ребенок не отпускает маму?
почему ребенок не отпускает маму
Все чаще и чаще родители стали озвучивать проблемы, связанные с тем, что ребенок не отпускает маму ни на шаг, что он постоянно хочет находиться с ней, даже когда она идет в ванную или туалет.
Пока ребенок совсем маленький, такое поведение не настораживает, но, если ребенок «прилипает» к маме слишком долго, то это начинает тяготить родителей. Давайте разберем, до какого возраста стремление постоянно быть с мамой считается нормальным, а после какого – уже нет.
В норме, начиная с 5-6 месяцев ребенок уже может непродолжительное время выдерживать отсутствие матери. Малыш в этом возрасте начинает активно интересоваться окружающим миром, лежащим вне его контакта с матерью. Он старается сам исследовать пространство и объекты, периодически оглядываясь на маму, получая подтверждение тому, что она рядом и бояться нечего.
Уход мамы из зоны видимости может вызывать сильные переживания у ребенка, но это очень важный момент в развитии малыша! Активируется умственная активность и чувствительность, ребенок ищет, чем сможет успокоить себя (игрушка, мамина вещь, любимый плед, сосание пальца, соски и т.д.). Найденный объект становится так называемым «переходным объектом», через использование которого ребенок учится успокаиваться без мамы. Переходный объект становится символом безопасности и материнской защиты.
Постепенно период времени, в течение которого ребенок способен выдерживать отсутствие мамы, увеличивается. Ребенок научается занимать себя сам, а у мамы появляется больше свободного времени.
Период с 1,5 до 2 лет – один из самых сложных как для ребенка, так и для мамы (родителей). В этот период фазы самостоятельности малыша перемежаются с фазами «прилипания» к матери. Ребенок, узнавая реальность, сталкивается с тем, что мама принадлежит не только ему (ей), но и себе, папе, сестренке или братику и т.д.
Оказывается, что его желания не всегда совпадают с желаниями или возможностями матери, по сути – рушится иллюзия его всемогущества. Для ребенка это болезненный процесс.
Малыш никак не хочет отпускать маму, вот и устраивает показательные истерики с попыткой теперь уже силой завладеть желанием мамы. Происходит столкновение интересов ребенка с интересами мамы – своеобразное противостояние в тех сферах, которые доступны малышу: в туалетном поведении, пищевом поведении («Не буду есть кашу!», хотя до этого она ему нравилась), одевании, купании и т.д. В этот период у ребенка проявляется деспотизм, упрямство, негативизм, жадность и зависть к вещам других людей.
Вместе с тем, в этот период ребенок испытывается сильную привязанность к маме, хочет большей нежности и ласки с ее стороны – «прилипает» к матери. Выплескиваемый ребенком гнев во время истерики приводит его к ощущению утраты любви матери, ее расположения к нему.
Возникающее в такие моменты чувство покинутости усиливает тревогу и обуславливает эмоциональную нестабильность малыша. Ребенок чаще плачет, становится капризным, несговорчивым. Таким образом, ребенок балансирует между чувством привязанности и своим негативизмом. Ищет компромисс между близостью к матери и независимостью от нее.
В норме примерно с 2-х летнего возраста ребенок уже может переносить разлуку с мамой и справляться с собственной тревогой. К 3 годам внутренний образ матери становится устойчивым и многогранным, и малыш научается переносить собственные противоречивые чувства по отношению к маме: и любовь, нежность, и недовольство, ненависть.
Ребенок уже понимает, что от его гнева мама не «разрушится», и, несмотря на периодические конфликты, их отношения с мамой останутся теплыми. Развитие психики малыша и постоянство матери в отношениях с ребенком формируют у него бОльшую терпимость к поведению окружающих и гибкость собственного поведения. Он начинает получать удовольствие от способности контролировать свои импульсы, и чувствует себя компетентным.
Итак, мы увидели, что наиболее выраженное проявление привязанности встречается у ребенка до 6 месяцев и в период с 1,5 до 2 лет. «Прилипание» малыша к маме в этом возрасте считается естественным явлением.
«Моему ребенку уже больше 2-х лет, но он так и не отпускает меня. С чем это может быть связано?»
1. С особенностями характера и темперамента ребенка
Обозначенные выше возрастные рамки являются условными. Нет причин для беспокойства, если они чуть сместятся или расширятся. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Например, если ребенок чувствительный, ранимый, с темпераментом меланхолика, то ему, скорее всего, трудно будет отпускать маму, переживания по поводу ее ухода будут выраженными. И наоборот, если мы имеем дело с ребенком активным, подвижным, общительным, с темпераментом холерика или сангвиника, то он раньше отпустит маму и будет стремиться к самостоятельности.
2. С перенесением острого стресса
Что можно считать острым стрессом для ребенка? Раннюю длительную разлуку малыша с мамой (маму положили в больницу, отъезд мамы в другой город и т.д.), особенно если разлука произошла в первый год жизни ребенка, тогда когда формируется базовое доверие к миру. Также стрессом можно считать сильный испуг (громкий звук, приход незнакомого человека, собственное падение и т.д.) в период отсутствия матери. Тогда ребенок акцентируется на страхе и убеждается, что уход мамы небезопасен для него. Компенсаторно он всеми силами будет стараться восполнить ощущение безопасности через «прилипание» к матери и следование за ней по пятам. Для него потеря из виду мамы будет равнозначна потере себя.
3. С собственной тревожностью, страхами мамы по поводу оставления ребенка
Здесь имеется в виду высокая личностная тревожность мамы, страх разлуки, одиночества. Страхи матери проецируются (передаются) на ребенка, он тоже начинает бояться, плакать (по сути, оправдывать опасения матери). Тогда мама по праву остается с малышом - «Это не я боюсь, а ребенок, поэтому пусть будет со мной».
Если у мамы перед рождением данного ребенка были выкидыши, аборты, смерть предыдущего младенца, то может возникнуть устойчивый страх потерять ребенка. И, даже если следующий ребенок полностью здоров, и его жизни ничего не угрожает, страх подспудно может давать о себе знать в виде чрезмерного опекания, постоянного контроля за состоянием малыша («дышит ли», «нет ли температуры» и т.д.). Мама старается уберечь чадо от малейших переживаний, и уж тем более – от расставания с собой.
Также страх потерять ребенка может возникнуть, если появление на свет малыша было тяжелым (недоношенность, реанимационные мероприятия), когда существовала реальная угроза жизни малыша, но все решилось благополучно. Еще один вариант - при частых болезнях ребенка на раннем этапе. Тогда болезненность ребенка обуславливает повышенное внимание к малышу и боязнь оставить его даже с родственниками («вдруг что случится, они не уследят за ребенком, и он заболеет»).
Итак, мы разобрали, как в норме формируется способность ребенка переносить отсутствие матери, а также – какие факторы обуславливают запаздывание отделения или внезапное появление страха отпускать маму.
В следующей статье подробно разберем, что делать родителю в этих ситуациях, как правильно реагировать, какими приемами и техниками можно воспользоваться в домашних условиях, чтобы помочь ребенку чувствовать себя безопасно и не бояться отпускать маму.
С уважением, Олезова Наталья
клинический психолог,
детский психотерапевт
Главная
5 ошибок родителей которые приводят к детским истерикам
получи бесплатно
прямо сейчас
Получите новые статьи
на Ваш E-mail
Получите новые статьи блога на Ваш E-mail