Детская психосоматика

Почему ребенок не отпускает маму?

 

 

 

       Все чаще и чаще родители стали озвучивать проблемы, связанные с тем, что ребенок не отпускает маму ни на шаг, что он постоянно хочет находиться с ней, даже когда она идет в ванную или туалет.

 

       Пока ребенок совсем маленький, такое поведение не настораживает, но, если ребенок «прилипает» к маме слишком долго, то это начинает тяготить родителей. Давайте разберем, до какого возраста стремление постоянно быть с мамой считается нормальным, а после какого – уже нет.

 

       В норме, начиная с 5-6 месяцев  ребенок уже может непродолжительное время выдерживать отсутствие матери. Малыш в этом возрасте начинает активно интересоваться окружающим миром, лежащим вне его контакта с матерью. Он старается сам исследовать пространство и объекты, периодически оглядываясь на маму, получая подтверждение тому, что она рядом и бояться нечего.

 

        Уход мамы из зоны видимости может вызывать сильные переживания у ребенка, но это очень важный момент в развитии малыша! Активируется умственная активность и чувствительность, ребенок ищет, чем сможет успокоить себя (игрушка, мамина вещь, любимый плед, сосание пальца, соски и т.д.). Найденный объект становится так называемым «переходным объектом», через использование которого ребенок учится успокаиваться без мамы. Переходный объект становится символом безопасности и материнской защиты.

 

       Постепенно период времени, в течение которого ребенок способен выдерживать отсутствие мамы, увеличивается. Ребенок научается занимать себя сам, а у мамы появляется больше свободного времени.

       Период с 1,5 до 2 лет – один из самых сложных как для ребенка, так и для мамы (родителей). В этот период фазы самостоятельности малыша перемежаются с фазами «прилипания» к матери. Ребенок, узнавая реальность, сталкивается с тем, что мама принадлежит не только ему (ей), но и себе, папе, сестренке или братику и т.д.

 

       Оказывается, что его желания не всегда совпадают с желаниями или возможностями матери, по сути – рушится иллюзия его всемогущества. Для ребенка это болезненный процесс.

 

        Малыш никак не хочет отпускать маму, вот и устраивает показательные истерики с попыткой теперь уже силой завладеть желанием мамы. Происходит столкновение интересов ребенка с интересами мамы – своеобразное противостояние в тех сферах, которые доступны малышу: в туалетном поведении, пищевом поведении («Не буду есть кашу!», хотя до этого она ему нравилась), одевании, купании и т.д. В этот период у ребенка проявляется деспотизм, упрямство, негативизм, жадность и зависть к вещам других людей.

 

        Вместе с тем, в этот период ребенок испытывается сильную привязанность к маме, хочет большей нежности и ласки с ее стороны – «прилипает» к матери. Выплескиваемый ребенком гнев во время истерики приводит его к ощущению утраты любви матери, ее расположения к нему.

 

       Возникающее в такие моменты чувство покинутости усиливает тревогу и обуславливает эмоциональную нестабильность малыша. Ребенок чаще плачет, становится капризным, несговорчивым. Таким образом, ребенок балансирует между чувством привязанности и своим негативизмом. Ищет компромисс между близостью к матери и независимостью от нее.

 

       В норме примерно с 2-х летнего возраста ребенок уже может переносить разлуку с мамой и справляться с собственной тревогой. К 3 годам внутренний образ матери становится устойчивым и многогранным, и малыш научается переносить собственные противоречивые чувства по отношению к маме: и любовь, нежность, и недовольство, ненависть.

 

       Ребенок уже понимает, что от его гнева мама не «разрушится», и, несмотря на периодические конфликты, их отношения с мамой останутся теплыми. Развитие психики малыша и постоянство матери в отношениях с ребенком формируют у него бОльшую терпимость к поведению окружающих и гибкость собственного поведения. Он начинает получать удовольствие от способности контролировать свои импульсы, и чувствует себя компетентным.

 

        Итак, мы увидели, что наиболее выраженное проявление привязанности встречается у ребенка  до 6 месяцев и в период с 1,5 до 2 лет. «Прилипание» малыша к маме в этом возрасте считается естественным явлением.

 

 

 

«Моему ребенку уже больше 2-х лет, но он так и не отпускает меня. С чем это может быть связано?»

 

       1. С особенностями характера и темперамента  ребенка

 

       Обозначенные выше возрастные рамки являются условными. Нет причин для беспокойства, если они чуть сместятся или расширятся. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Например, если ребенок чувствительный, ранимый, с темпераментом меланхолика, то ему, скорее всего, трудно будет отпускать маму, переживания по поводу ее ухода будут выраженными. И наоборот, если мы имеем дело с ребенком активным, подвижным, общительным, с темпераментом  холерика или сангвиника, то он раньше отпустит маму и будет стремиться к самостоятельности.

 

       2. С перенесением острого стресса

 

      Что можно считать острым стрессом для ребенка? Раннюю длительную разлуку малыша с мамой (маму положили в больницу, отъезд мамы в другой город и т.д.), особенно если разлука произошла в первый год жизни ребенка, тогда когда формируется базовое доверие к миру. Также стрессом можно считать сильный испуг (громкий звук, приход незнакомого человека, собственное падение и т.д.) в период отсутствия матери. Тогда ребенок акцентируется на страхе и убеждается, что уход мамы небезопасен для него. Компенсаторно он всеми силами будет стараться восполнить ощущение безопасности через «прилипание» к матери и следование за ней по пятам. Для него потеря из виду мамы будет равнозначна потере себя.

 

        3. С собственной тревожностью, страхами  мамы по поводу оставления ребенка

 

        Здесь имеется в виду высокая личностная тревожность мамы, страх разлуки, одиночества.  Страхи матери проецируются (передаются) на ребенка, он тоже начинает бояться, плакать (по сути, оправдывать опасения матери). Тогда мама по праву остается с малышом - «Это не я боюсь, а ребенок, поэтому пусть будет со мной».

Если у мамы перед рождением данного ребенка были выкидыши, аборты, смерть предыдущего младенца, то может возникнуть устойчивый страх потерять ребенка. И, даже если следующий ребенок полностью здоров, и его жизни ничего не угрожает, страх подспудно может давать о себе знать в виде чрезмерного опекания, постоянного контроля за состоянием малыша («дышит ли», «нет ли температуры» и т.д.). Мама старается уберечь чадо от малейших переживаний, и уж тем более – от расставания с собой.

 

       Также страх потерять ребенка может возникнуть, если появление на свет малыша было тяжелым (недоношенность, реанимационные мероприятия), когда существовала реальная угроза жизни малыша, но все решилось благополучно. Еще один вариант - при частых болезнях ребенка на раннем этапе. Тогда болезненность ребенка обуславливает повышенное внимание к малышу и боязнь оставить его даже с родственниками («вдруг что случится, они не уследят за ребенком, и он заболеет»).

 

        Итак, мы разобрали, как в норме формируется способность ребенка переносить отсутствие матери, а также – какие факторы обуславливают запаздывание отделения или внезапное появление страха отпускать маму.

 

      В следующей статье подробно разберем, что делать родителю в этих ситуациях, как правильно реагировать, какими приемами и техниками можно воспользоваться в домашних условиях, чтобы помочь ребенку чувствовать себя безопасно и не бояться отпускать маму.

 

С уважением, Олезова Наталья

клинический психолог,

детский психотерапевт

Главная

Получите новые статьи

на Ваш E-mail


Получите новые статьи блога на Ваш E-mail