Педагогика

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

 

 

      Воображение – очень важный познавательный психический процесс, так как именно он играет ключевую роль в развитии более сложных механизмов, таких как моделирование, планирование, творчество, игра. Успешность ребенка в дальнейшей профессиональной деятельности во многом зависит от того, насколько хорошо у него развивалось воображение. Ведь возможность выйти за рамки того, что очевидно и найти новый, нестандартный вариант решения вопроса – вот одно из проявлений воображения.

       Активное развитие воображения  у детей  можно наблюдать на третьем году жизни. К трем годам у ребенка уже сформирован определенный багаж знаний и опыта, что позволяет использовать в своей игре и деятельности новые, придуманные элементы. Ребенок  берет машинку-экскаватор и начинает ей «копать» имитируя движения лопаты, но уже в следующий раз, оказавшись на площадке без своей машинки, он находит кирпич, прикрепляет к нему ветку и  делает то же самое. Так и происходит  воображение «копания», где образ экскаватора есть только в памяти ребенка.

 

       В дошкольном возрасте воображение имеет такие особенности:

 

     - воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

       - оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

      - ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

      - воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

 

       Основу для развития воображения у дошкольников, конечно же, составляют «правильные», развивающие игры. В них нет ничего замудренного и сложного, Вам уважаемый родитель не придется выполнять что-то сверхъестественное. Мне хотелось бы предложить те способы развития воображения, которые можно мягко включить в свою жизнь, и получать удовольствие от процесса обоюдно.

 

Вот некоторые рекомендации по развитию воображения в дошкольном возрасте:

 

1. Рассказывайте сказки  своим детям. Очень хорошая традиция читать сказку перед сном. Наверняка она существует в вашей семье. Прочтите сказку до определенного момента и отложите книгу, позволив ребенку вообразить сюжет дальнейших событий.

 

2. Придумывайте истории. Необычную и новую историю можно сочинить где и когда угодно: дома, на прогулке, перед кабинетом врача и прочее. А примером для персонажей могут стать предметы, которые попадаются на глаза.

 

3. Наблюдайте за людьми. Пробуйте с малышом размышлять о том, как зовут идущего на встречу ребенка, в какие игрушки он играет, какая у него семья?

 

4. Играйте в ролевые игры: «Парикмахерская», «Доктор»,  «Магазин», «Стройка» и другие. Играя в такие игры, ребенок постоянно меняет сюжет игр, что и способствует развитию воображения.

 

5. Устраивайте представления кукольного театра, театра теней. Активное вовлечение ребенка в процесс представления, позволит ребенку изменять уже знакомые народные сказки.

 

6. Включайте ребенку красивую музыку, показывайте иллюстрации рисунков. Пробуйте совместно изучать их, придумывая сюжеты, и воображая целые истории.

 

7. Используйте развивающие наборы. Собирайте вместе с ребенком мозаику, конструируйте из кубиков, это поможет моделировать конечный образ картинки.

 

8. Делайте поделки. Собирайте с ребенком веточки, шишки, листья. Природные материалы дают огромную  свободу творчества. Покажите, как делать кукол из веток, лепите фигуры из песка и снега.

 

9. Смотрите на облака. Крохе очень понравиться эта игра. В образе плывущих облаков всегда можно увидеть образ чего-либо.

 

       Особенности развития воображения в дошкольном возрасте имеют характерное отличие от работы взрослого воображения.  Дело в том, что у детей наблюдается гораздо больший отход от действительности, нежели у взрослого человека. Это не говорит о том,  что  воображение  у детей развито лучше или хуже, просто они не знакомы с законами внешнего мира и  как следствие их ничего не останавливает в их фантазиях.

       Многие родители в этот период активного развития воображения замечают, что ребенку также становятся присущи  фантазии-страхи. Ребенок может воображать страшных существ, которые мешают ему спать или играть. Ничего патологического в этом нет, если эти образы не влияют на самочувствие и поведение ребенка. Если такое активное воображение становиться для ребенка слишком реальным, и влияет на его сон (он создает ритуалы, не ложиться без света, так как искренне верит, что ему навредят), питание (отказывается от таких видов пищи, которые, как он воображает едят только плохие герои), поведение (становиться агрессивен, плаксив, нервно-возбужден или крайне замкнут), то необходимо проконсультироваться с детским психологом. В данном случае специалист рассмотрит индивидуальную ситуацию ребенка и объяснит, с какими процессами это связано. Чаще всего такой поворот в развитии воображения ребенка происходит, если имела место какая-либо психологическая травма. С помощью опытного детского психолога такие проявления могут быть устранены без вреда для дальнейшей жизни ребенка.

        Желаю Вам, уважаемые родители, активного развития вместе со своими детьми и творчества в реализации потенциала Вашего ребенка!

 

С уважением, Краковская Ольга

Педагог-психолог, ведущий специалист

Центра коррекционной и семейной психологии.

Читайте также:

Главная

Получите новые статьи

на Ваш E-mail


Получите новые статьи блога на Ваш E-mail