Детская психосоматика

Неврозы у детей

 

 

Неврозы у детей: причины и условия возникновения

(статья о неврозах часть 1)

 

На сегодняшний день,  на прием к участковому педиатру  часто приходят родители, которых беспокоят достаточно специфические жалобы относительно ребенка. Они говорят: «У моего ребенка появились навязчивые движения – он часто моет руки», «Начал заикаться», «Появились тики», «Ребенок грызет ногти и делает это украдкой от меня», «У моего ребенка начались приступы удушья, а врач Скорой помощи сказал, что это у него на нервной почве» и др.

Все вышеперечисленные симптомы не являются признаками каких-то отдельных недугов, а говорят о наличии невроза у ребенка.  Обычно грамотные педиатры и неврологи, заподозрив, что в происхождении болезни есть не только медицинский компонент, но и психологический, направляют семью на прием к детскому психологу. Что радует, все чаще и чаще сами родители очень внимательно относятся к состоянию ребенка, обнаруживают связь болезненных симптомов с переменами в жизни малыша и по своей инициативе приходят на прием.

 

        Какие основные вопросы задают папы и мамы психологу:

        - Что происходит с ребенком? Почему он так странно реагирует?

        - Почему именно с моим ребенком? Может у нас наследственность плохая?

        - В чем причина болезненного состояния? Как оно формируется?

        - Как лечить невроз у ребенка? Можно ли его вылечить вообще?

 

Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо разобраться в том, что же такое невроз?

Невроз у детей – это нервно-психические расстройства, очень распространенные, психогенные по природе. Обоснованное определение невроза дал советский психиатр и клинический психолог В.Н. Мясищев. В 1939 г. он написал, что невроз – это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненное, тягостное переживание.  Он же обозначил, что неврозы психогенны по своей природе – это значит, что нет органической, соматической почвы для возникновения симптомов. Но может быть и так – от родителей или прародителей передалась наследственная предрасположенность (например, у дедушки и отца ребенка тоже были тики в анамнезе раннего детства). А вот уже у ребенка-клиента проявился тик после перенесенного стресса. Это может быть переезд, например, или перевод в другую группу детского сада, сильное наказание со стороны взрослого или испуг. Тогда запускающий фактор – психологический.

 

     Давайте обозначим факторы, способствующие появлению невроза у ребенка:

 

1) Наследственный (наследственная предрасположенность);

2) Семейный (неблагоприятные взаимоотношения между членами семьи, нарушенные семейные стили воспитания (авторитарный, потворствующий, неустойчивый и т.д.), родительские ожидания от ребенка);

3) Личностные особенности (повышенная сензитивность (чувствительность), флегматический тип темперамента, интроверсия (погруженность в свои переживания, необщительность), мнительность и т.д.);

4) Стрессовый фактор– интенсивное разовое стрессовое событие для ребенка или низкой интенсивности, но длительное по времени (хронический стресс).

 

         Давайте разберем, при каких условиях невроз появляется?

 

         Невроз у ребенка 2-3 лет, да и в любом другом возрасте, появляется при возникновении противоречия между личностью ребенка и субъективно значимыми сторонами действительности. Про что это? Не всякое событие, пусть даже выраженной интенсивности, приведет к возникновению невроза. Например, переезд в другой дом или перевод из одной группы детсада в другую, для одного ребенка пройдет относительно легко, а для другого окажется субъективной трагедией. С чем это связано? С тем, насколько значимым это событие (или отношения с детьми этой детсадовской группы) окажется для данного конкретного ребенка. Может быть, малышу сложно адаптироваться в новом коллективе, и он долго привыкает к людям, должно пройти много времени, прежде чем он начнет им доверять и чувствовать себя спокойно в данном коллективе. У такого ребенка, действительно, перевод в другую группу может спровоцировать возникновение невроза. А если ребенок общительный, легко сходится с новыми людьми, уверенный в себе, то это же событие воспримет, скорее, как возможность познакомиться с еще большим числом ребят, узнать что-то новое и интересное, тогда невроз не разовьется.

 

         Еще один важный момент – степень несоответствия между желаниями, потребностями ребенка и способностью к их удовлетворению. Например, ранний детский невроз может возникнуть у малыша, когда его потребность быть с мамой в течение чрезмерно длительного времени не будет удовлетворяться. Для каждого ребенка в разные периоды жизни есть свой определенный промежуток времени, в течение которого он способен переносить отсутствие мамы. С возрастом этот промежуток увеличивается. Что делает малыш, когда хочет, чтобы мама пришла – он начинает плакать. Если мама не приходит – малыш плачет громче, затем еще громче и так далее, пока мама не придет. Что происходит в этом случае? Потребность ребенка быть с мамой заставила его организм мобилизоваться и изменять поведение таким образом, чтобы цель была достигнута. Если мама в данном случае успела прийти в тот промежуток, в течение которого малыш способен переносить ее отсутствие, то цель достигается, и невроз не развивается. Если же мама не успела прийти или вовсе уехала надолго, то возникает непереносимое несоответствие между потребностью и ее реализацией, как раз в этом случае возникает ранний детский невроз. Другими словами, до определенного уровня невозможность быть с мамой мобилизирует ребенка – он старается привлечь ее внимание. Но при достижении критического уровня своих возможностей при условии, что цель не достигнута, происходит обратный процесс – срыв адаптационных возможностей, возникает дистресс  (стресс, оказывающий отрицательное влияние на организм, проявляющийся в дезорганизации деятельности человека).

 

Что же будет способствовать переходу переживания в разряд невротического?

 

Причины неврозов:

 

1. Длительная неспособность установить удовлетворяющие отношения (например, из-за особенностей личности – мнительности, повышенной агрессивности, сензитивности и др.)

2. Отсутствие возможности достигнуть желаемого (когда ребенок хочет гораздо большего, чем реально может получить) – завышенные потребности ребенка;

3. Когда требования (ожидания) к ребенку превосходят его способности и возможность соответствовать этим требованиям (например, ожидание от ребенка-меланхолика, что он будет проявлять лидерские качества в группе) – завышенные ожидания от ребенка;

4. В принципе неразрешимое противоречие – например, смерть близкого человека (или переезд в другую страну)  и потребность быть вместе с этим человеком.

 

Таким образом,  невроз  характеризуется либо неспособностью достигнуть желаемого, либо неспособностью отказаться от неисполнимого. В моей следующей статье мы поговорим не только о том, как формируется невротический механизм, но и том, каким образом можно преодолевать его последствия.

Неврозы у детей: механизм возникновения и пути преодоления

(статья о неврозах часть 2)

 

        Любой невроз, в том числе и ранний детский, формируется как неразрешимый внутриличностный конфликт. Что особенно характерно для детских неврозов, так это то, что у психики и организма не хватает ресурсов для его полноценного разрешения конструктивным путем. Ребенок начинает искать способы снятия внутрипсихического напряжения, и находит: «подергивается», «почесывается», «покашливает»… В случае детского невроза с симптомами бороться бесполезно – необходимо решать коренную причину, искать способы разрешения того самого конфликта.

 

Рассмотрим алгоритм возникновения и закрепления невроза.

7 шагов к неврозу:

1

2

3

4

5

6

7

Неспособность разрешить противоречие, достигнуть желаемого

 

Нарастание эмоционального напряжения

 

Снижение способности к самоконтролю, адекватной оценке своих поступков

 

Появление безволия, или, наоборот, импульсивных вспышек агрессивности или плача

 

Закрепление напряжения, возникновение невротического симптома (заикания, тиков, энуреза и др.)

 

Мнимое разрешение изначального противеречия (снижаются требования к ребенку из-за появившегося недуга, удовлетворяются его завышенные потребности (например, во внимании), "смываются" мысли о смерти (навязчивое мытье рук)

 

Разрядка напряжения, закрепление симптомов в связи с положительной обратной связью - удовлетворением потребности

 

Невроз достаточно сложно и долго корректировать. Легче его не допустить. Вот что можно предпринять с целью профилактики невроза.

 

Профилактика неврозов у детей

 

1. Важным условием эмоционального благополучия ребенка является спокойная атмосфера в семье. Постарайтесь избегать конфликтов и выяснения отношений при ребенке;

2. Шутите, веселитесь, смейтесь от души! Ничто так не разряжает обстановку, как чувство юмора, умение позитивно воспринимать друг друга и окружающий мир;

3. Кому как ни папе и маме лучше всех известны способности ребенка, в чем его талант, какие у него сильные и слабые стороны. Выстраивайте с ним отношений исходя из особенностей его личности, принимайте его таким, какой он есть, без завышенных ожиданий;

4. Невроз появляется тогда, когда психика не справляется со стрессовой нагрузкой. В связи с этим лучшей профилактикой будет – поднятие общего жизненного тонуса ребенка, укрепление его физической и моральной силы, предложение ему заниматься любимым делом, посещать кружки и секции по его выбору, почувствовать себя успешным в каком-нибудь деле, а лучше – в нескольких. Тогда самооценку не нужно будет искусственно поднимать – она повысится естественным образом, когда ребенок увидит достигнутый результат. Это лучшая помощь ребенку от любящих родителей!

 

Если невроз уже появился в жизни вашего ребенка, то вам могут помочь следующие рекомендации:

 

1. Обратитесь за консультацией к квалифицированному педиатру и детскому неврологу (при заикании – к логопеду);

2. Не одергивайте ребенка, не упрекайте его в том, что он не контролирует себя. Если бы он мог – контролировал бы. Усилием воли ребенок, конечно, может ненадолго задержать, например, тик, но за это непродолжительное время его внутреннее напряжение так повысится, что после задержки интенсивность тика усилится в несколько раз.

3. Пересмотрите систему воспитания в семье – важно, чтобы все члены семьи придерживались одной линии, прочерчивали ясные, недвусмысленные границы (без двойных посланий).

4. Оказывайте эмоциональную поддержку ребенку, чаще хвалите, старайтесь, даже если у малыша мало что получилось, находить крупицы успеха и указывать на то, как здорово он смог это сделать! Ребенку очень нужна ваша безусловная любовь, так как родители – самые близкие и дорогие для него люди;

5. Сведите количество «нельзя» к минимально необходимому уровню. По возможности, предоставляйте ребенку выбор в тех сферах, в которых можете это разрешить, так у малыша будет повышаться чувство уверенности в своих силах и собственной компетенции;

6. Пересмотрите нагрузку ребенка и количество требований от него. Увеличьте время отдыха и свободной игры ребенка. В игре ребенок сможет выплеснуть свои накопленные эмоции, как-то проявить беспокоящие его моменты. Для вас это будет диагностическим материалом, будет легче понять, с какой ситуацией ребенок не справляется, что его беспокоит. Кроме того, в свободной игре психика ребенка самоисцеляется за счет активизации своего естественного внутреннего потенциала.

7. Если невроз у ребенка проявляется в навязчивых действиях, предложите ему какое-то интересное занятие, увлечение, в котором присутствует  работа руками (например, вязание, скрапбукинг, квиллинг и др.) Это, с одной стороны, будет более социализированное и полезное действие, с другой стороны, ребенок будет видеть  результат, и укреплять веру в свои способности.

8. Важно периодически устраивать «эмоциональные разрядки» дома и на улице, проявляющиеся в совместных шумных играх, с криками и боями подушками, догонялками и прятками, в котором ребенок (да и взрослый) «законно» может покричать от души.

 

Дорогие родители, если вы столкнулись с нелегкой проблемой – неврозами у детей, скорее всего вы устали не меньше, чем ваш ребенок. Дайте себе возможность отдохнуть и прийти в эмоциональное равновесие прежде, чем будете что-либо предпринимать. Позаботьтесь о себе и собственном состоянии, так как, если есть раздражение или тревога, ребенок их считает, и будет оправдывать своим поведением. Если чувствуете, что вам нужна помощь, вы всегда можете обратиться за консультацией к семейному психологу, на которой сможете разобрать беспокоящие моменты и увидеть ситуацию с новой стороны.

 

С уважением, Олезова Наталья

клинический психолог,

детский психотерапевт.

Главная

Получите новые статьи

на Ваш E-mail


Получите новые статьи блога на Ваш E-mail