Детская психосоматика

Бронхиальная астма у детей...

 

 

       Дети в возрасте до 4 лет часто могут болеть простудными заболеваниями. Обычно с 2,5 – 3 лет ребенок уже начинает ходить в дет.сад, где подхватывает различные инфекции. В норме простуда проходит менее чем за 10 дней и без осложнений. Но бывают такие случаи, когда простуда «опускается в грудь», и кашель становится затяжным, беспокоит ребенка, в том числе и ночью, что может являться причиной его пробуждения.

 

       Кроме того дыхание ребенка становится свистящим, появляются приступы удушья (ребенку трудно сделать выдох), во время которых ребенок боится задохнуться, мечется, начинает дышать чаще, что только усугубляет его состояние. Здесь я перечислила признаки бронхиальной астмы.

 

      Безусловно, диагноз ставит врач, и при появлении первых признаков астмы необходимо обратиться к педиатру и детскому пульмонологу для проведения тщательной диагностики и, при необходимости, назначения лечения.

 

      Известен тот факт, что если в семье ребенка есть родственники, страдающие аллергией, бронхиальной астмой, то велика вероятность, что у ребенка будут диагностированы эти же заболевания.

 

      Однако, чтобы болезнь проявилась, необходим триггер (провоцирующий фактор), которым может быть как природный аллерген (пыльца растений, шерсть животных и т.д.), так и вирусы, бактерии, грибы. Кроме того провоцирующим фактором может стать стрессовая ситуация для ребенка (развод родителей, рождение младшего братика\сестренки и.д.), то есть психогенный фактор. К нему также относится тип взаимоотношений, складывающийся между родителем и ребенком. Давайте остановимся на этом моменте поподробнее.

 

      Дыхание – одна из важнейших функции живого организма. По дыханию можно определить, все ли у ребенка в порядке. Когда малыш спокоен, его ничего не беспокоит – он дышит ровно, свободно. Когда ребенок переживает сильную эмоцию, будь то гнев или страх, его дыхание становится сбивчивым, поверхностным, ускоренным. Вспомним, когда малыш успокаивается? Когда проплачется или прокричится. Затем дыхание снова выравнивается. Если же у ребенка нет возможности «выпустить пар», открыто проявить переживания, то они блокируются невозможностью сделать полноценный выдох (спазмом бронхов).

 

                                        Когда такое происходит?

 

       Тогда, когда естественная потребность ребенка в любви, нежности и принятии не удовлетворяется родителями в полной мере. Когда ребенок нежеланный, или не того пола, какого хотелось бы, или у мамы нет сил и эмоционального ресурса обеспечить надежный и стабильный во времени эмоциональный контакт с ребенком.

 

       Малыш в таких отношениях испытывает много тревоги, он боится потерять маму, соответственно, боится делать что-то, что может ее оттолкнуть, в частности, проявить негативные эмоции, которые естественным образом возникают по отношению к матери, особенно в те моменты, когда мама отходит от малыша.

 

      Страх и гнев кумулируются (копятся) внутри, и в момент выраженного страха могут выливаться в приступы удушья (по сути, символическое умирание). Мамой такие эпизоды уж точно не могут игнорироваться, и она начинает проявлять внимание к ребенку, успокаивая его, а потом в течение какого-то времени демонстрируя повышенную заботу о малыше. Получив такое желаемое расположение со стороны привилегированного объекта (матери), бессознательно ребенок закрепляет патологический механизм (через симптом) получения любви.

 

       Рассмотрим другую ситуацию – когда родители, наоборот, проявляют чрезмерную заботу, внимание, опекают ребенка, контролируют его жизнь до мелочей, делают все за него (по сути – живут вместо него) – тогда у ребенка символически забирается возможность и дышать («задушили любовью»).

 

       Если в первом случае у ребенка проявляется острая потребность в любви и нежности, то в этом варианте – у ребенка формируется, напротив, страх перед проявлениями любви и нежности в его адрес (ассоциация с «поглощением» его в этот момент и страх собственного исчезновения). Вместе с тем, в этом варианте у ребенка складывается представление о его неспособности что-либо сделать самому, некомпетентности.

 

       Развивается зависимость от матери настолько, что при необходимости проявить самому какой-то навык или сделать самостоятельный выбор – у ребенка от возросшей тревоги и страха может «перехватить дыхание» и развиться приступ удушья.

 

       В этих, по сути симбиотических, отношениях естественной потребностью ребенка будет – отделение от матери, а единственное средство для этой цели, доступное ребенку, является агрессия на объект привязанности (на мать). Если мама вовремя считывает этот сигнал и размыкает «объятия любви», то агрессия ребенка естественным образом сходит на нет.

 

       Если же у мамы вероятность уменьшения контроля над поведением ребенка вызывает сильный страх, то, как правило, объятия сжимаются еще сильнее, и агрессия у ребенка на чрезмерную материнскую заботу усиливается. В таких семьях обычно еще присутствует запрет на открытое проявление негативных эмоций ребенком, так как это ставит под сомнение «хорошесть» родителей и всей семьи в целом.

 

       В результате психика ребенка не справляется с наплывом гнева, и происходит «телесная разрядка» (в виде приступа бронхиальной астмы), которая уже является легитимной (болезнь - социально разрешенное явление).

 

     Симптом ребенка (в рассматриваемой статье – спазм бронхов) – это симптом и семьи.

 

     Какая же задача решается с помощью болезни ребенка? Безусловно, существует множество разных семей, каждая со своими особенностями. Но если мы попробуем вывести нечто общее – то это будет наличие скрытого, явно не проявленного конфликта внутри пары «папа-мама» (или между ними и их родителями).

 

       Как правило, родители ребенка стараются избегать открытого разговора по беспокоящей проблеме в виду ее выраженной неприятности для них или изначальной уверенности в невозможности изменений. При вскрытии сутевой проблемы присутствует риск разрыва отношений (развода).

 

      Если партнеры по какой-то причине (жилищной, финансовой, статусной и пр.) не имеют возможности выхода из неудовлетворяющих отношений, а недовольство поведением партнера сильно, ищется путь перенаправления внимания и переживаний на что-то или кого-то вне пары. Чаще всего «громоотводом» становится ребенок.

 

      Это может проявиться в том, что каждый родитель обвиняет (упрекает) другого в неправильности воспитания ребенка, у мамы одни ожидания от малыша, у папы – другие. Тогда ребенок сталкивается с дилеммой – «поведу себя так, как хочет папа – предам маму; сделаю то, что ожидает от меня мама – подведу отца». Тогда ребенок и «изобретает» бессознательно симптом – приступ удушья, который позволяет ему самоликвидироваться из ситуации выбора (на чьей он стороне и как ему себя вести?).

 

      Беспокойство родителей ребенка, дающего признаки болезни, становится оправданным, эмоциональное напряжение в семье снижается, и семья может существовать дальше (срабатывает закон гомеостаза). Получается следующая условная схема:

 

       Возникает закономерный вопрос – что же делать?

 

       1. Если вашему ребенку поставили диагноз бронхиальная астма, необходимо выполнять все рекомендации педиатра и пульмонолога по купированию приступа и проведению профилактического приема препаратов с целью профилактики дальнейших приступов.

 

      2. Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы симптом ребенка ушел, необходимо вначале пересмотреть систему взаимоотношений внутри вашей пары с супругом (супругой). Может быть есть что-то, что не проговаривается партеру открыто, но что вызывает сильное беспокойство или раздражение? Может быть вы уже делали попытки выхода на открытый разговор, но партнер ушел от разговора, или не удалось договориться? Попробуйте вспомнить все то, за что вы полюбили этого человека и почему решили создать с ним семью, вспомнить теплые чувства и совместные приятности, и снова с ровным эмоциональным состоянием подойти к супругу и проговорить искренне, что вас беспокоит. Ведь попытка изменить ситуацию к лучшему – это и означает ценность отношений (сигнал для партнера). Никогда не бывает поздно передоговориться.

 

      3. Необходимо проанализировать и отношения с ребенком. Что ему сейчас важно – получить любовь, нежность, ощущение безопасности («близость») или бОльшую свободу, возможность проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения («дистанцию»)? Уверена, что материнское сердце не обманет, и вам удастся верно определить потребность ребенка. Если при попытках изменить собственное отношение к малышу вы столкнетесь со своим страхом близости или тревогой по поводу потери контроля, вы можете обратиться за консультацией к семейному психологу. Это нормально, что на первом этапе вам может понадобиться поддержка и взгляд со стороны на ситуацию.

 

      4. С целью профилактики бронхиальной астмы у ребенка, а также повышения его способности справляться с приступами можно обучать его приемам правильного дыхания (например, делать с ним дыхательную гимнастику по А.Н. Стрельниковой). Кроме того можно обучать ребенка приемам релаксации (расслабления) через поочередное напряжение мышц и расслабление их. Хорошо ежедневно проводить с ребенком пятиминутки отдыха с визуализацией – представлением приятной для ребенка ситуации или возможности в воображении сделать все, что ему захочется.

 

     5. Необходимо проведение работы по формированию у ребенка более зрелых механизмов психологической защиты, укреплению самоценности и выравнивание самоотношения для повышения адаптационных возможностей малыша. За эту часть работы отвечает детский психолог.

 

      Помните! Устойчивое улучшение состояния ребенка достигается при параллельной работе родителей с психологом в рамках семейной системной терапии.

 

Дорогие мамы и папы, надеюсь, что представленный материал поможет вам лучше составить представление о природе бронхиальной астмы у детей, о механизмах ее развития и закрепления в поведении ребенка, а также о путях преодоления приступов удушья и важности работы со всей семьей в целом. Только комплексный подход к болезни ребенка позволит гармонизировать отношения в семье и снизить (а при длительной работе – убрать) необходимость в «телесном симптоме» ребенка.

 

С уважением, Олезова Наталья

клинический психолог,

детский психотерапевт

Главная

Получите новые статьи

на Ваш E-mail


Получите новые статьи блога на Ваш E-mail